1. Детство, юность.
"…В семье была нелюбима. Мать обожала, отца боялась и не очень любила…"
"В театре в нашем городке гастролировали и прославленные
артисты. И теперь я еще слышу голос и вижу глаза Павла Самойлова в 'Привидениях'
Ибсена: 'Мама, дай мне солнца…' Помню, я рыдала…
Театр был небольшой, любовно построенный с помощью
меценатов города. Первое впечатление от оперы было страшным. Я холодела
от ужаса, когда кого-то убивали и при этом пели. Я громко кричала и требовала,
чтоб меня увезли в оперу, где не поют. Кажется, напугавшее меня зрелище
называлось «Аскольдова могила». А когда убиенные выходили раскланиваться
и при этом улыбались, я чувствовала себя обманутой и еще больше возненавидела
оперу."
"Лет с 14 начинается увлечение Фаины театром.
Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые
впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала
на спектакле 'Вишневый сад' А.П.Чехова на сцене Московского Художественного
театра, где играли звезды тех лет.
Кстати, псевдоним 'Раневская' именно из этой
пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил
ветер, а она смеялась и говорила: 'Как красиво они летят!'. Ее спутник
тогда заметил: 'Вы совсем как Раневская'. Так и осталась за ней эта фамилия,
позже став официальной.
Опустился занавес, погасли огни рампы, а девушка
все продолжала сидеть в опустевшем зале. Она поняла, что ее призвание -
театр. 'Профессию я не выбирала, - скажет позже Фаина Григорьевна, - она
во мне таилась'.
После возвращения домой Фаина сдала экстерном
экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной
студии А.Ягелло (А.Н.Говберга). Она училась свободно двигаться на сцене,
говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. В это время она
участвовала в любительских спектаклях. Отец снисходительно относился к
увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать профессиональной
актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать
в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что
ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству".
В 1915 году Раневская уезжает из Таганрога в Москву.
|