4. 1925 - 1940 гг.
«...Есть три профессии - врач, педагог и актер - которыми нужно родиться...»
В 1925 г. П.Вульф с Ф.Раневской поступили в передвижной Театр Московского
отдела народного образования (МОНО). Просуществовав один зимний сезон,
театр закрылся. В МОНО Раневская работала с режиссером П.Рудиным, у которого
она дебютировала в 1921 г. в Симферополе в роли Маргариты Кавалини. Он
приглашает ее работать в Святогорский театр при санатории донбасских шахтеров.
П.Вульф назвала этот период их жизни «чудесными минутами…»
С октября 1925 г. Раневская и Вульф работают в Бакинском рабочем театре.
«…Я работала в БРТ в двадцатые годы… Играла много
и, кажется, успешно. Театр в Баку любила, как и город. Публика была ко
мне добра».
Здесь состоялась ее вторая встреча с Маяковским. «…Был
он умнейшим из людей моего времени. Умней и талантливее в то время никого
не было. Глаза его, тоски в глазах не забуду – пока живу».
Два зимних сезона 1926 и 1927 гг. Раневская и Вульф работали в Гомеле
и Смоленске, где была поставлена пьеса К.Тренева «Любовь Яровая». П.Вульф
играла Любовь Яровую и получила звание заслуженной артистки РСФСР после
этой работы, а Ф.Раневская играла роль Дуньки.
Еще об одной смоленской роли в воспоминаниях Раневской (из книги Г.Скороходова
«Разговоры с Раневской»).
«…В Смоленске я играла пьесу Алексея Толстого
«Чудеса в решете». Сейчас мало кто ее помнит, а ведь это очень смешная
комедия. Там героиня получает от матери лотерейный билет, на который пал
огромный выигрыш, и вот нэпман, положивший на этот билет глаз, приглашает
ее в ресторан. А она приходит с подругой. Подруга – это я, Марго, девица
легкого поведения. И вот, попав в ресторан, я решаю вести светский разговор.
Боже, как я любила эту роль. С аристократическим выражением на лице – с
тем аристократизмом, каким представляла его Марго, - я стремилась поддержать
«светскую беседу»:
- У моих родственников на Охте – свои куры. Я
была у них недавно, и они жалуются, что у кур – чахотка.
Потом я танцевала (я тогда худенькая была, стройная),
пела, играла на гитаре – у меня был романс собственного сочинения: «Разорватое
сердце». И все легко, беззаботно. А когда героиня получила выигрыш, то
моя Марго, впервые в жизни увидав такую огромную сумму денег, смотрела
на них с удивлением и радостной болью, а потом начинала беззвучно плакать.
Не от зависти, нет. «Мадам, - говорила я, - вам этот капитал слишком
легко достался». В этом была для меня суть роли.
Мне кажется, я хорошо играла. Павла Леонтьевна,
очень помогавшая мне, хвалила меня, и, вероятно, не зря. Во всяком случае,
когда я была проездом в Москве и побежала смотреть этот спектакль у Корша,
то не узнала своей роли – ничего не было, ни Марго, ни ее характера, ни
ее трагедии – несколько смешных реплик, и все».
|