4. 1925 – 1940 гг.
В 1934 г. Раневская уходит в театр Красной Армии. Здесь в первый же
сезон она получила три роли – мать в пьесе Шкваркина “Чужой ребенок”, сваху
в пьесе Островского “Последняя жертва”, Оксану в пьесе Корнейчука “Гибель
эскадры”. В 1935 г. Раневской была поручена главная роль в пьесе Горького
“Васса Железнова”.
Репетиции “Вассы” начались в феврале 1936 г. Раневская – первая исполнительница
Вассы.
“Хорошо помню мое первое впечатление от пьесы.
Я была потрясена силой горьковского гения. А сама Васса внушала мне и чувство
сострадания, и ужас, и даже омерзение, но, пожалуй, над всем превалировало
сострадание. Образ Вассы неотразимо привлекал меня своей трагической силой,
ибо в мировой драматургии эта пьеса навсегда останется одной из величайших
трагедий собственности…
Роль эта принесла мне, актрисе, много страданий,
так как я в то время сознавала, что мне не удастся воплотить ее с той силой,
с какой она дана Горьким. И теперь, даже через два десятилетия, я испытываю
жгучее чувство мучительного недовольства собой…”
Раневской присваивают звание “Заслуженной артистки РСФСР”.
“…И тут меня стал уговаривать Судаков, режиссер
Малого театра, перейти к ним. Сначала я колебалась, но потом согласилась.
Судаков мне обещал хороший репертуар, и, откровенно говоря, меня взволновала
сама мысль – играть на сцене, по которой ходила Ермолова, да и вообще в
труппе Малого было много знаменитостей. Подала Попову заявление об уходе.
Уходила со скандалом – отпускать не хотели.
Алексей Дмитриевич, рассердившись, кричал на
меня: «Неблагодарная! Куда вы идете? В клоаку ретроградства! Что вы там
не видели?!»
И потом в газету «Советское искусство» дал заметку
«В погоне за длинным рублем». Это я-то за рублем гналась! Когда мне в Малом
и прибавки никакой не сулили!
Но история началась уже после этого. Как я узнала,
старейшины Малого оказались категорически против моего прихода в труппу.
И меня не приняли. Судаков об этом не сообщил, даже не позвонил. Из гостиницы
ЦТКА, где я жила прежде, меня выставили. Вернуться к Попову я не могла
– гордость не позволяла, и я переехала на кухню к Павле Леонтьевне. Там
мне устроили ночлег.
Больше года я нигде не работала. Вы не знаете,
что это был за год. Я почти ни с кем не говорила, обида терзала меня. Продавала
свои вещи, спустила все, что у меня было, но никуда не ходила, не жаловалась
– да и на что жаловаться? На то, что я оказалась ненужной театру? Я вообще
не могу ходить по инстанциям с поклонами и просьбами – для меня это противоестественно…
Итак, в Малый я не попала. Затем киносъемки,
потом война…»
|