4. 1925 – 1940 гг.
После «Пышки», несмотря на успех, Раневская
решила больше в кино не появляться – «слишком это все мучительно». Но однажды
ей позвонил режиссер Игорь Савченко… Он стал уговаривать Ф.Г. сняться у
него в фильме, к работе над которым он приступил…
- …Там в сценарии есть попик… Так вот, если вы
согласитесь сниматься, мы сделаем из него женщину – он будет попадьей.
На следующий день Раневская была в павильоне…
Раневская вошла в павильон – здесь приготовили
выгородку: угол комнаты в поповском доме с маленькими окнами, скамьей,
клеткой с канарейками и отгороженными досками закутком для свиньи с поросятами
– от них в павильоне стоял дух, как в свинарнике.
- Фаина Георгиевна, - попросил Савченко, - мы
пока примеримся с аппаратурой, вы походите по комнате, поимпровизируйте,
текста тут никакого нет. Просто попадья у себя дома – такой, скажем, кусок.
Дайте свет, - распорядился он.
- И я, - рассказывает Ф.Г., - совершенно спокойно
вошла в комнату, как в родной дом. Не знаю, почему так сразу отлично почувствовала
себя преуспевающей попадьей, очень довольной жизнью. Подошла к птичкам,
сунула к ним в клетку палец и засмеялась: «Рыбы мои золотые, все вы прыгаете
и прыгаете, покою себе не даете». Наклонилась к поросятам и воскликнула:
«Дети вы мои родные! Дети вы мои дорогие!» Поросята радостно захрюкали.
Осветители схватились за животы, а Савченко крикнул:
- Стоп! Достаточно! – и стал меня хвалить:
- Это то, что мне нужно, чего не хватало фильму.
- Хорошо, - остановила я его. – К сожалению,
я не волнуюсь только на репетиции, а на съемке умру со страху и конечно
же так не сыграю, - и тяжело вздохнула: - Ну, давайте попробуем снимать.
- Снимать ничего не надо, - засмеялся Игорь Андреевич,
- все уже снято!
- И знаете, что удивительно, - сказала Ф.Г.,
- эта первая проба, единственная, так и вошла в фильм – случай в кино,
говорят, уникальный!..»
В 1939 г. Ф.Раневская снялась в двух кинокартинах – сыграла роль жены
инспектора в фильме «Человек в футляре» режиссера Анненского и роль жены
портного Гуревича – Иды в фильме «Ошибка инженера Кочина» режиссера Мачерета.
|