4. 1925 – 1940 гг.
« – С режиссерами мне всю жизнь везло. В поисках
хорошего я меняла сцену на сцену, переспала со всеми театрами Москвы и
ни с кем не получила удовольствия!
А в кино?! «Ошибку инженера Кочина» Мачерета
помните? У него в этой чуши собачьей я играла Иду, жену портного. Он же
просто из меня сделал идиотку!
- Войдите в дверь, остановитесь, разведите руками
и улыбнитесь. И все! – сказал он мне. – Понятно?
- Нет, Сашенька, ничего не понятно! Мы не в «Мастфорре»
у Фореггера (там я познакомилась с Мачеретом, когда бегала к нему на занятия
биомехаников – хотела узнать, с чем ее едят!), и не танец машин я собираюсь
изображать!
- Но, Фаиночка, согласись мы и не во МХАТе! Делаем
советский детектив – на психологию тут места нет!
Я сдалась, сделала все, что он просил, а потом
на экране оказалось, что я радостно приветствую энкавэдэшников!
Не говорю уже о том, что Мачерет, сам того не
желая, сделал картинку с антисемистским душком, и дети опять прыгали вокруг
меня, на разные голоса выкрикивая одну мою фразу: "Абрам, ты забыл свои
галоши!"
...
Я, когда в «Человеке в футляре» снималась, решила
говорить одну фразу. Играла я жену инспектора гимназии – у Чехова она бессловесна.
Фраза такая: «Я никогда не была красива, но постоянно была чертовски мила».
Я спросила Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову,
можно ли это вставить в фильм. Она смеялась и разрешила…»
Потом выходит фильм «Подкидыш». Фразу – Муля, не нервируй меня – придумала
сама Раневская.
«В Ташкенте она (А.А.Ахматова) звала меня часто
гулять. Мы бродили по рынку, по старому городу. Ей нравился Ташкент, а
за мной бежали дети и хором кричали: «Муля, не нервируй меня». Это очень
надоедало, мешало мне слушать ее. К тому же я остро ненавидела роль, которая
дала мне популярность. Я сказала об этом Анне Андреевне. «Сжала руки под
темной вуалью» – это тоже мои Мули, - ответила она».
М.И.Ромм пригласил Ф.Г.Раневскую сниаматься в фильме «Мечта» в 1940
г.
«…Добрейший Михаил Ильич… позвал меня сниматься
в своем новом фильме «Мечта»… Это были счастливые дни.
За всю долгую жизнь я не испытывала такой радости
ни в театре, ни в кино, как в пору нашей второй встречи с Михаилом Ильичем.
Такого отношения к актеру – не побоюсь слова «нежного», - такого доброжелательного
режиссера-педагога я не знала, не встречала. Его советы, подсказки были
точны, необходимы. Я навсегда сохранила благодарность Михаилу Ильичу за
помощь, которую он оказал мне в работе над ролью пани Скороход в «Мечте»,
и за радость, когда я увидела этот прекрасный фильм на экране».
Из статьи М.И.Ромма для журнала «Советский экран» (из книги Г.Скороходова
«Разговоры с Раневской»):
« В картине собрался поразительный актерский
коллектив, который я с благодарностью вспоминаю всю жизнь. Это прежде всего
Фаина Георгиевна Раневская, талант которой в «Мечте» раскрылся с необыкновенной
силой. Недаром Теодор Драйзер, который незадолго до смерти видел эту картину
вместе с президентом Рузвельтом, высоко оценил ее игру и собирался написать
специальную статью о «Мечте», и в частности о Раневской. Образ Розы Скороход
стоит в центре картины и держит ее ось».
|