6. 1943 – 1949 гг.
Не дышали мы сонными маками,
И своей мы не знаем вины.
Под какими же звездными знаками
Мы на горе себе рождены?
И какое кромешное варево
Поднесла нам январская тьма?
И какое незримое зарево
Нас до света сводило с ума?
А.Ахматова
В 1943 г. Ф.Г.Раневская поступает на работу в
Театр Драмы (ныне театр им. В.Маяковского). В том же году ей предлагают
роль Мамаши в фильме «Свадьба». Из книги Г.Скороходова «Разговоры с Раневской»:
«…в сорок третьем году в Москве актеров было
пруд пруди, все голодные, обносившиеся, согласные на любую работу, по которой
в эвакуации истосковались. Ну, смог Анненский собрать такую труппу, которая
никому и не снилась: Гарин, Яншин, Грибов, Блинников, Мартинсон, Коновалов,
Зоя Федорова... Наверняка кого-то забыла! Но ведь, если разобраться, использовал
он этих звезд не так чтобы очень, серединка на половинку, Таню Пельтцер
вы заметили? А ведь в «Свадьбе» ее дебют! Скандальную жену доктора она
играет. Доктор — Владиславский — вот забыла еще одного — его хоть можно
разглядеть, а Таню сняли только на общем плане с верхним ракурсом. Попробуй
разбери, кто это там истерику закатил? Ну где здесь элементарная забота
режиссера о дебютанте?!
И не начинайте опять твердить о моем режиссероненавистничестве.
А как же иначе можно к ним относиться?
Анненский вообразил себя гением. А какой, собственно,
у него постановочный опыт? Одна удачная короткометражка «Медведь» с Андровской
и Жаровым. И все! Так нет, одной режиссуры теперь ему показалось мало!
Он еще и за сценарий взялся! Большой знаток Чехова!
Обрадовался: вот пьеса «Свадьба», а вот рассказ
о женитьбе. И там жених и папенька, и тут они в наличии. Прекрасно! Склеим,
и будет полный метр! Нахально объединил два абсолютно разнородных производения.
Так можно было бы свести воедино гоголевскую Агафью Тихоновну и толстовскую
Кити только потому, что обе невесты!
Анненского совершенно не волновало, что у Чехова
жених из рассказа хочет вообще улизнуть от брака, а в пьесе он женится
по любви. Папенька в рассказе — отец многочисленного семейства, которому
Бог послал одних дочерей, оттого и сбыть с рук каждую из них — великое
счастье. А в пьесе папенька выдает замуж дочь молодую, глупую, но привлекательную.
В фильме все это соединилось, как холодная вода с маслом.
Ну кто отгадает, отчего Гарин в начале картины
выдает себя за беглого каторжника и сумасшедшего, лишь бы не идти под венец,
а потом вдруг начинает ревновать свою невесту, устраивает сцены из-за телеграфиста
Ятя, который вроде бы ухаживал за его избранницей? И как же этого не заметить!
—Может, дело все-таки в актерах, — пытался я
защитить фильм. — Они настолько великолепны, что следишь только за ними
и все остальное забываешь.
— Голубчик, а с Чеховым как же быть? — не унималась
Ф. Г. — Он же не допускает фальши, у него все подлинно. Анненский же просто
порхал, как стрекозел, по поверхности чеховской прозы, ничего не поняв.
Ну, если вы такой защитник его стряпни, скажите,
гле происходит эта самая свадьба? Правильно, в доме отца. Но он ведь не
купец, не промышленник, а обычный мещанин. Откуда же тогда взялись на экране
эти апартаменты с бельэтажем, эта танцевальная зала, этот будуар, где Верка
(вот вам—еще Марецкую забыла!) поет голосом оперной Голембы романс с Мартинсоном?!
В жизни ничего подобного не было. И у Чехова
тоже. Он описал совсем другой особняк, известный каждому жителю Таганрога.
|