6. 1943 – 1949 гг.
В городе стоял импозантный дом, в котором никто
не жил. Он только сдавался напрокат. На день-два — для свадеб, банкетов,
семейных вечеров. Люди снимали его, заранее оговаривая дату, ставя хозяину
свои условия, приглашая, если нужно, официантов, поваров, прислугу. Вещь,
кстати, весьма удобная. И не очень накладная. Напрокат давали все — тарелки,
бокалы, огромные, в полстола, вытянутые блюда под рыбу, салатницы с шестью
отделениями, трехэтажные вазы и прочие диковинки, нужные, быть может, раз
в жизни.
В детстве я часто бегала к этому особняку. С
гувернанткой, разумеется. Вместе с другими мы наблюдали длинную и увлекательную
процессию: торжественное прибытие молодых, их встречу у порога, съезд гостей,
свадебное шествие, слезы подруг и родных. Как все было интересно! И сегодня,
уверяю вас, мало кому знакомо! Почему режиссер не воспользовался этим —
ума не приложу!
Я знаю, пушкинисты спорят, совместимы ли гений
и злодейство, но то, что гений и самодовольство никогда рядом существовать
не могут, это точно, Анненский упивался любовью к себе. Она стала главным
событием его жизни.
Вы хвалите мою «маменьку» или «маман», как ее
зовет с французским прононсом Гарин, — очень смешно он делает это, правда?
Хорошо, не буду спорить, но она могла бы быть лучше, помоги мне режиссер
хоть чем-нибудь.
— Фаина Георгиевна, — говорил он мне, — вы пойдете
налево, считая тарелки, а как дойдете до графина, это конец кадра, повернете
направо.
— А Эраст что? — спрашиваю.
— Эраст Павлович пойдет за вами.
— Что ж, это мы и будем вдвоем болтаться, как
говно в проруби? Пусть уж лучше он идет мне навстречу, я хоть тогда двинусь
назад, чтобы отвязаться от него, зануды! — предлагаю.
—Можно и так, — соглашается Исидор Маркович,
— Можно.
У него все было можно. Грибов с Осипом (Абдуловым)
несли немыслимую отсебятину, уцепившись за чеховское «В Греции все есть».
Я чуть со стыда не сгорела! Дописывать за Чехова!
Я вообще считаю, что Чехов настолько велик, что
хвалить его не просто банально, а уже давно неприлично. А когда произносят
благоглупости, вроде «его герои, как живые», мне хочется бежать и бежать,
не останавливаясь.
Но между прочим, свою «маменьку» я действительно
не раз видела «живой». В Таганроге, конечно. И не только в нем. Похожести
гримом тут не добьешься. Я ведь напяливала платье, подтягивала кверху нос,
надевала парик и шляпку и выходила на съемочную площадку, почти не гримируясь.
Все дело тут в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жестикулировать
— это уже потом. Анненский ничего подсказать мне не мог. У него в павильоне,
в Лиховом переулке, царил постоянный бардак.
— При чем здесь Лихов? — удивился я. — «Свадьбу»
ведь снимала Тбилисская киностудия?
— Неужели имеет значение, чья марка стоит в титрах?!
— Ф. Г. недоуменно пожала плечами.
— Но ведь там есть эпизод, когда вы, рыдая «Три
года перину собирала!», идете по деревенской улице, — я думал, это — окраина
Тбилиси.
— Большая деревня, как известно, одна — это Москва.
Всю натуру мы снимали вблизи вашей родной Даниловской
плошади. По Мытной шли троллейбусы, трамваи визжали на кольце, а рядом
брела я с гостями мимо деревянных домиков в один-два этажа.
А вот всю свадьбу мы действительно сняли в единственном
павильоне студии в Лиховом переулке.
|